Сокровища центральной библиотеки
Фонд редких книг



Гордостью любой библиотеки являются её раритеты — исключительно редкие, диковинные книжные издания, которые составляют её золотой фонд. Имеются таковые издания и в Межпоселенческой центральной библиотеке, которые накапливались в ней со времени её возникновения, с 1966 года.

Библиографический редкий фонд включает 50 экземпляров. Их высокая историко-культурная ценность несомненна. Издания красноречиво говорят о той просветительской роли, которую играли книги, служа фундаментам развития общечеловеческой культуры, отражая многовековое движение научной, культурной мысли, представляют интерес в книговедческом плане, позволяя видеть развитие техники и искусства оформления книги. Среди них в основном издания гуманитарного характера: энциклопедии, словари, труды по истории человечества, происхождению животного и растительного мира, истории искусства, а также художественные издания классиков русской и зарубежной литературы.

Книги задерживают взгляд, поражают своим оформлением. Их отличают чистота и изящество шрифтов, виньеток, наличие контрастных и глубоких гравюр, литографий, книги обрамляют прекрасно декорированные переплёты, а в ряде случаев удивляет и их весьма значительный размер.

БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. СЛОВАРЬ ОБЩЕДОСТУПНЫХ СВЕДЕНИЙ ПО ВСЕМ ОТРАСЛЯМ ЗНАНИЯ.
Год издания – 1901 г.


Самым давним по году издания является Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания в 20-ти томах. С неё и желательно начать знакомство с раритетами.

Вышла она под редакцией С. Н. Южакова — российская универсальная энциклопедия, выпущенная книгоиздательским товариществом «Просвещение» (Санкт-Петербург) совместно с Библиографическим институтом (Лейпциг, Вена), издававшим немецкий словарь Майера (Meyer), взятый за образец при составлении энциклопедии. Данная энциклопедия является сокращённым русским переводом пятого издания энциклопедического словаря Майера (оригинальный полукожанный переплёт — чёрная кожа с золотым тиснением совершенно идентичен одному из вариантов фабричного переплёта Майера). Однако, издание не является слепым переводом немецкого оригинала. Издание дополнено многочисленными оригинальными статьями по русской истории, культуре, обществоведению и правоведению. В этом состоит первая и главная ценность издания. Второй несомненной ценностью издания является комплексность перевода и обработки материала под руководством одного главного редактора — социолога Сергея Южакова. «Большая энциклопедия» является единственным многотомным полным русским энциклопедическим изданием одного главного редактора.

Данное издание являет собой с технической точки зрения шедевр полиграфии и книжного производства, а с литературно-справочной точки зрения — надёжный источник знаний на период составления «Большой Энциклопедии». Кроме того, если сравнивать «Большую Энциклопедию» с «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», то «Большая Энциклопедия» выигрывает в количестве литографических приложений (примерно в два раза больше), а также в более лучшем качестве гравюр на стали (это объясняется тем, что очень многие иллюстрации делались в России в рамках развития словаря и в России не было таких технических возможностей, какими обладали издательства Брокгауза или Майера), полиграфическое качество карт в «Большой Энциклопедии» выше.

Была напечатана в типолитографии товарищества «Просвещение» четырьмя стереотипными изданиями в 1900—1907 гг. (20 томов); в 1907—1909 гг. была переиздана в 22 томах (включая два дополнительных).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗНАНИЙ. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТЕХНИКА.
Год издания - 1901- 1904 гг.

Любопытны старинные издания о развитии различных отраслей промышленности и техники в начале ХХ века. Это 11-ти томная Энциклопедия промышленных знаний. Промышленность и техника, увидевшая свет благодаря книгоиздательскому товариществу «Просвещение» в 1901 – 1904 годах. В фонде редких книг нашей библиотеки хранится 7 томов:

Т. 1: История и современная техника строительного искусства. — 1901. — 693 с.

Полный перевод с 9-го немецкого издания, под редакцией и с дополнением отдела по русскому зодчеству, проф. Института Гражданских Инженеров В. В. Эвальда.

Т. 2: Силы природы и их применения в промышленности и технике. – 1904. – 843 с.

Полный перевод с 9-го немецкого издания, под редакцией профессора Технологического института императора Николая I Н.А. Гезехуса. В издании 936 рисунков в тексте и 3 отдельных приложения.

Т. 4: Сельское хозяйство и обработка важнейших его продуктов.— 1904. — 745 с.

В издании 620 рисунков в тексте и 9 отдельных приложений (планы и статистические таблицы)

Т. 5: Горное дело и металлургия. — 1904. — 677 с.

Полный перевод с 9-го немецкого издания с значительными дополнениями, под ред. профессора С.-Петербургского Горного Ииститута Екатерины II И.В. Мушкетова и В.И. Баумана. В издании 600 рисунков в тексте и 12 отдельных приложений (цветных и чёрных картин).

Т. 8: Обработка волокнистых веществ (дерево, бумага, прядильное и ткацкое дело, кожа, волос, каучук). — 1903. — 812 с.

В издании 10 выпусков на веленевой бумаге, 680 рисунков в тексте и 5 художественных приложений (хромолитографии, гравюры и пр.)

Т. 10: Мировые сношения и их средства. — 1904. — 720 с.

В издании 10 выпусков на веленевой бумаге, 248 рисунков в тексте и 16 художественных приложений (карта, хромолитографии, гравюра и пр.)

Прекрасно иллюстрированные издания, в типографских переплётах, с кожаными корешками с золотым теснением.

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Год издания – 1910 г.


Не менее популярна и значима Всемирная история издательства Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона. Издательство основано в 1889 году в Петербурге типографом И.А.Ефроном и немецкой фирмой Ф.А.Брокгауза по инициативе С.А.Венгерова. Всемирная история в 6-ти томах - наиболее полный и объективный труд, описывающий период с 1500 года по 1910 год. Автор считал, что написать объективную историю ранее 1500 года невозможно, ввиду отсутствия достаточного количества печатного материала того времени. До революции, равно как и в настоящее время, данный труд является наиболее ценным и дорогим изданием по всеобщей истории. Особенностью этого издания является то, что автор описывает историю начиная с 1910 года по 1500 год, а не как принято, с более ранней даты и до более поздней.

В фонде редких книг нашей библиотеки хранится 2 тома:

Том 4. От Вестфальскаго мира до падения Наполеона I (1650-1815).

Том 5. От Эпохи великих открытий до Вестфальского мира (1500-1650).

Это фундаментальный исторический труд по истории Нового и Новейшего времени, издание предназначено для широкого круга читателей, написано легким и понятным языком.

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА «ГРАНАТ»
Год издания -1910 – 1948 гг.


Одним из крупнейших русских универсальных энциклопедий является - энциклопедический словарь Гранат. 7-е издание словаря, полностью переработанное, было выпущено в 1910-1948 под названием «Энциклопедический словарь Гранат», в 58 тт. и 1 доп. томе (36-й том вышел в 7 книгах, 41-й том - в 10 книгах, 45-й том - в 3 книгах, 56-й том не появился в печати). В фонде редких книг нашей библиотеки хранится 7 томов энциклопедического словаря:

Т. 6 : Биометрика – Брюан

Т. 7: Брюгге - Вар

Т. 9 : Великобритания – Вехт.

Т. 11: Воздушная опухоль – Выдача головой

Т. 27: Лемуры – Майков

Т. 28: Майкопский отлел - Минералогия

Т.32: Персия – Поляне

До 1917 года словарь издавался товариществом «Братья А. и И. Гранат и К°», после 1917 - Русским библиографическим институтом Гранат, 54-й и 58-й тома изданы Государственным институтом «Советская энциклопедия». После 7-го издания словаря было выпущено несколько стереотипных его перепечаток (тома, издававшиеся в 1920-40-х годах, выходили повторами, обозначенными как стереотипные издания).

Словарь Гранат выходил под редакцией К. А. Тимирязева, М. М. Ковалевского, С. А. Муромцева, В. Я. Железнова, Ю. С. Гамбарова (до 33-го тома). В создании словаря принимали участие многие выдающиеся деятели науки и культуры.


ВАХТЁРОВЫ В. И Э. МИР В РАССКАЗАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ. КНИГА ДЛЯ КЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ
Год издания - 1914 год


Одним из самых крупных достижений Вахтерова как педагога и методиста является его книга для классного чтения «Мир в рассказах для детей». Если бы Вахтеров ничего не создал и ничего не оставил нам, кроме этих замечательных книг, то их одних вполне достаточно, чтобы увековечить имя Вахтерова в истории педагогики.

Книги «Мир в рассказах для детей» представляли собой несомненный шаг вперед. Они были построены на основе предметного обучения, принципа наглядности и содержали в себе не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материал по естествознанию, географии, истории, изучение которого требовало самостоятельной работы учащихся, проведения опытов, применения разнообразных методических приемов.

Из всех книг для чтения в начальной школе учебники Вахтерова заслуженно пользовались наибольшей популярностью и получили в дореволюционное время самое широкое распространение.

Можно без преувеличения сказать, что они вытеснили все другие учебные книги. По его букварю и книгам для чтения «Мир в рассказах для детей» ни одно молодое поколение усвоило грамоту, приобщилось к русской культуре и приохотилось к науке. И в первые годы строительства советской школы (1918—1925) книги Вахтерова «Мир в рассказах для детей» рекомендовались Наркомпросом как одни из самых лучших. Таким образом, четверть века по книгам Вахтерова учились молодые поколения нашей страны.

Отдельной строкой хочется выделить издания по искусству:

СТАНИСЛАВСКИЙ К.С. РАБОТА АКТЁРА НАД СОБОЙ
Год издания - 1938 г.


С именем К. С. Станиславского связана целая эпоха жизни русского сценического искусства. Созданная им система актерского творчества принадлежит настоящему и будущему советского театра. В ней разработаны основы материалистической теории сценического реализма, обеспечивающей дальнейший прогресс театрального искусства.

В предисловии к книге «Работа актера над собой», изданной впервые в 1938 году, Станиславский указывает, что работа над «системой» была начата еще в 1907 году. Значит, книга создавалась на протяжении тридцати лет. Но даже этот значительный срок не охватывает всего процесса создания книги, так как и до 1907 года Станиславский был занят собиранием подготовительных материалов для труда об искусстве актера, о чем свидетельствуют многочисленные записи в его тетрадях, блокнотах и дневниках. Можно без преувеличения сказать, что «система», отразившая весь творческий опыт Станиславского, складывалась на протяжении всей его жизни.

В 1910 году у К. С. Станиславского возникает потребность поделиться первыми итогами своего труда с А. М. Горьким, которого он высоко ценил как художника и мыслителя. Эта встреча с Горьким как бы подводила итоги первому периоду формирования книги «Работа актера над собой».

Подготовка книги о работе актера над собой велась Станиславским систематически, напряженно, изо дня в день, из года в год. На десятках вариантов, написанных на протяжении тридцати лет, можно проследить путь создания каждой главы данной книги.

В последние годы жизни Станиславский по состоянию здоровья был оторван от практической театральной, деятельности. Литературный труд занимал его почти целиком. Когда слабость не позволяла ему писать, он диктовал.

В середине 1937 года Станиславский согласился опубликовать книгу, потому что дальнейшее откладывание срока ее окончания становилось невозможным. Учитывая состояние здоровья Станиславского и объективную ценность его многолетнего труда, близкие ему люди, театральная общественность, работники издательства - все торопили его с выпуском книги, которая стала особенно необходимой в середине тридцатых годов, в ходе борьбы советского театра за утверждение метода социалистического реализма и за преодоление влияний эстетско-формалистского искусства. Правильнее было бы сказать, что Станиславский не закончил свою книгу в 1937 году, а временно прекратил работу над ней, ощущая потребность сделать свою «систему» всеобщим достоянием и опасаясь того, что внезапный упадок сил сможет помешать ему подвести хотя бы приблизительный итог исканий всей его жизни в искусстве.

Станиславский так и не дождался выхода книги: она появилась вскоре после его смерти и была дважды издана в 1938 году. Но и в ожидании выхода книги он продолжал работать над ней, готовя уточнения и дополнения для будущих ее изданий.

Книга «Работа актера над собой» получила широкое признание советского читателя и была переведена на многие языки народов СССР и зарубежных стран. Она выдержала несколько переизданий на русском языке, повторяющих первое издание 1938 года.

ПИСЬМА А.П. БОРОДИНА. ВЫП. II (1872-1877)
Год издания - 1936 г.


Александр Порфирьевич Бородин (1833 - 1887), Петербург- русский композитор и учёный-химик. Внебрачный сын груз. (по др. сведениям, татарского) князя Л. С. Гедианова, при рождении Бородин записан сыном камердинера князя - Порфирия Бородина. Он получил прекрасное домашнее образование: владел несколькими языками, играл на фортепьяно, флейте, виолончели. Уже в детстве определились основные увлечения Бородина, ставшие впоследствии его профессиями, - химия и музыка.

Чуткий художник, как и чуткий исследователь исторического прошлого, обращается ко всем человеческим документам эпохи. Для искусствоведа такими документами являются не только образцы творчества – художественные произведения, но и литературные высказывания современников – в мемуарах, письмах, памфлетах и т.д.

Именно в письмах или в мемуарах автор, раскрывая те или иные характерные черты современной ему действительности, раскрывается сам во всём многообразии своей личности, в любопытнейших деталях своего жизненного и творческого кредо.

Бородин не оставил после себя ни мемуаров, ни дневников. Кипучая, многосторонняя деятельность учёного, композитора, педагога, общественника совсем не оставляла времени для «размышлений на досуге». Досуга, в сущности и не было вовсе. Ибо то, что сам Бородин называл «любимым досугом» - т.е. занятия музыкой, - было по существу напряжённой творческой работой, результатом которой явились лучшие произведения композитора. Тем большее значение приобретает эпистолярное наследство Бородина. Собрание его писем, ярких, острых и увлекательных, написанных блестящим литературным языком, - это, в сущности, автобиографическая повесть о многогранной и полнокровной творческой жизни Бородина.

АШУКИН Н. С. ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ТЕАТРА ХVIII и ХIХ веков
Год издания - 1940 г.


История отечественного театра напрямую связана с наличием постоянного художественного кредо, обеспечивающего нормальное функционирование театральной традиции. Ещё В.Г. Белинский и Н.В. Гоголь говорили о театре, где творится «высочайшая истина поэтического вымысла»; о театре, все очарования которого невозможно описать. Это тот театр, о котором В.Г. Белинский сказал: «Ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете…».

Хрестоматия адресована широкому кругу читателей. Она познакомит с яркими событиями театральной жизни Петербурга, которые даны по периодам, начиная с конца ХVIII в., с выдающимися деятелями истории русского сценического искусства. Обо всём этом рассказывают современники-очевидцы живым и образным языком.

Книга составлена тремя авторами, распределившими между собой весь материал по двум признакам: хронологическому и тематическому. Книга открывается изложением материалов, относящихся к русскому столичному театру. Работа по этому разделу выполнена доктором искусствоведческих наук профессором В.Н. Всеволодским- Гернгросс, профессором Ю.В. Соболевым и Н.С. Ашукиным. Первым подобраны материалы до 1825 года, вторы и третьим – с 1825 по 1900 год.

В заключении книги приводятся материалы, характеризующие русский провинциальный театр. Эта часть хрестоматии составлена профессором В.Н. Всеволодским – Гернгросс. Она представляет особую ценность, хотя бы уже по одному тому, что здесь впервые систематизированы мемуары, большей частью опубликованные после революции. Провинциальный театр недостаточно освещался во всех до настоящего времени выходивших работах по истории русского театра. Хрестоматия делает серьёзный шаг к тому, чтобы пополнить этот пробел.

Достойны внимания и художественные издания:

ГЕНРИХ ГЕЙНЕ ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ Т.6.
Год издания -1904 год


Издание второе "Полного собрания сочинений в шести томах" Генриха Гейне выпущено в свет в 1904 году издательством А. Ф. Маркса как Приложение к журналу "Нива" в 1904 году. Полный комплект является редкостью.

Шеститомное "Собрание сочинений Гейне" вышло под редакцией и с биографическим очерком Петра Вейнберга и с приложением двух портретов Гейне.

(Heine) Генрих (13.12.1797, Дюссельдорф, - 17.2.1856, Париж), немецкий поэт, публицист, критик. Родился в небогатой еврейской семье.

В 1821 году перебрался в Берлин, где год спустя издал первый сборник стихов. Слава к Гейне пришла в 1826 году, после выхода "Путешествия по Гарцу" - сборника стихотворений, посвященных горному массиву в центральной Германии. Многие стихи из этого сборника стали популярными настолько, что Франц Шуберт, Роберт Шуман и другие композиторы положили их на музыку. В 1827-1829 годах Гейне странствовал по Европе, а в 1831 году, угодив в опалу у германского правительства, переселился в Париж, где и провел последние двадцать лет жизни. Именно в Париже был написан стихотворный цикл "Романсеро".

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА
Год издания – 1912 г.


Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова с портретом и биографическими сведениями, издание одиннадцатое, переплет твердый, 253 стр., типография М.М.Стасюлевича.

Вымышленный «портрет» Пруткова, созданный Львом Михайловичем Жемчужниковым, Александром Егоровичем Бейдеманом и Львом Феликсовичем Лагорио

Козьма Прутков - коллективный псевдоним русских писателей середины XIX века А. К. Толстого и трех братьев Жемчужниковых, создавших вымышленный сатирический образ самодовольного поэта-чиновника. Под этим именем печатались стихи, басни, афоризмы, комедии и литературные пародии, высмеивающие мнимое величие, консерватизм мысли, реакционную благонамеренность.

Первое "Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова" вышло в 1884 году. Над подготовкой его Жемчужниковы работали много лет. В. М. Жемчужников, по соглашению с А. К. Толстым и Алексеем Жемчужниковым, приступил к редактированию произведений Пруткова в 1853 году. Тогда же для готовящегося собрания сочинений был литографирован портрет К. Пруткова. Но издание это не было осуществлено. В 1859 году была сделана новая попытка издать сочинения К. Пруткова (сохранилась наборная рукопись с цензурным разрешением этого года), но по неизвестным причинам и на этот раз осуществить издание не удалось. В январе 1884 года собрание сочинений Пруткова в одной книге вышло в свет. По свидетельству современников, оно "через неделю, через две после своего выхода исчезло из книжных лавок". "Успех, можно сказать, давно небывалый", - писал один из рецензентов газеты "Новое время".

В книге представлены сочинения А. К. Толстого и братьев Жемчужниковых, написанные под коллективным псевдонимом "Козьма Прутков".

В издание вошли эпиграммы, афоризмы, пародийные "исторические материалы", поэтические и драматические произведения, созданные в 1850-1870-х гг. и нисколько не утратившие своей остроты и актуальности.

Книга самого веселого классика русской литературы адресована широкому кругу читателей.

Знаменитые цитаты:

  • Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
  • Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
  • Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
  • Зри в корень!
  • Бди!
  • Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
  • Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
  • Никто не обнимет необъятного.
  • Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!
  • Если хочешь быть счастливым, будь им.

  • Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
  • Усердие всё превозмогает!
  • Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
  • Где начало того конца, которым оканчивается начало?
  • Лучше скажи мало, но хорошо.
  • Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
  • Легче держать вожжи, чем бразды правления.

    ГЕНРИХ СЕНКЕВИЧ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ Т.1. ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ
    Год издания - 1914 г.


    Генрик Сенкевич (1846) - известный польский писатель, автор исторических и социально-психологических романов, а также многочисленных повестей и рассказов. Широко известны его романы: историческая трилогия "Огнем и мечом", "Потоп", "Пан Володыёвский»; психологический роман "Без догмата" был высоко оценён Львом Толстым, Антоном Чеховым, Максимом Горьким и другими русскими писателями, роман "Семья Полонецких", роман-эпопея с католической тенденцией "Quo vadis" ("Камо грядеши"), исторический роман "Крестоносцы». Роман об участии поляков в наполеоновских войнах "Легионы" остался незаконченным. Творчество Генрика Сенкевича сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание. Нобелевская премия (1905).

    В настоящее издание вошли рассказы: «Старый слуга», «Ганя», «Наброски углем», «Янко-музыкант», «За хлебом», «Бартек-победитель», «Журавли» и др., где он изобразил угасание патриархального быта, пореформенную трагедию крестьян.

    Е. В. ТАРЛЕ НАПОЛЕОН
    Год издания - 1942 г.


    Книга известного советского историка, академика Е. В. Тарле (1874-1955) повествует об одной из самых противоречивых фигур всемирной истории — императоре Наполеоне I Бонапарте. Монография охватывает весь жизненный путь полководца, от детских лет, проведенных на Корсике до последних дней жизни Наполеона на острове Святой Елены.

    Книга написана на живом материале первоисточников. Человек, биография и характеристика которого дана в этой книге, - одна из удивительнейших личностей мировой истории. О нём писались и ещё будут написаны многие страницы исследований.